СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР ПИКСАНОВ ПРЕСВИТЕР ПАВЛОВСКИЙ.

 «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится». (Пс.111: 6-7. Причастен из службы священномученику)

Венец правды.

2 апреля (20 марта) совершается память священномученика Владимира Пиксанова пресвитера Павловского, 18 лет прослужившего в с.Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии настоятелем трехпрестольной Воскресенской церкви и пострадавшего за веру в 1918г. Пострадала и церковь, которая была закрыта в начале 1930-х годов и затем осквернена — реконструирована в дом культуры, а в 2016г. возвращена местному православному приходу верующих для ее восстановления.

15 июля 2016г. иерей Владимир Пиксанов решением Святейшего Патриарха Кирилла  и Священного Синода РПЦ причислен к лику святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Россиийских. Материалы для канонизации были поданы от Саратовской епархии. Святой Владимир является и Саратовским и Симбирским святым. А для нас павловчан является заступником и покровителем перед Престолом Божиим!

Священник Владимир Тимофеевич Пиксанов (1872-1918) родился в селе Спасское Вольского уезда Саратовской губернии. До самой своей страдальческой кончины прослужил на сельских приходах Саратовской епархии. В том числе последние восемнадцать лет — в Воскресенском храме села Павловка Хвалынского уезда Саратовской губернии. 2 апреля (20 марта) 1918 года священник Владимир был после истязаний расстрелян без суда и следствия красногвардейцами карательного отряда, посланного на борьбу с якобы организованной в селе Павловка белой гвардией.

В материалах Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов содержатся сведения о мученичестве священника Владимира Пиксанова, в которых он именуется страдальцем за веру и Церковь.

Иерей Владимир Пиксанов происходил из рода, несколько поколений которого посвятили свою жизнь служению Богу.

Его прадед, Филипп Архангельский, был дьячком в селе Пиксановка (откуда пошла фамилия Пиксановых) Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1790 году у него родился сын, нареченный во Святом Крещении Ермилом [1]. В 1818 году Ермил Пиксанов по рукоположении назначен священником в село Черкасское Вольского уезда Саратовской губернии [2].

Здесь, кроме своего пастырского служения, он имел многие должности: был депутатом, миссионером и благочинным на протяжении 35 лет. Отец Ермил пользовался покровительством местного помещика Сергея Семёновича Уварова. По воспоминаниям знавших его, священник в обращении с прихожанами был прост и отличался самым широким хлебосольством, в обществе же был остроумным собеседником, любил цитировать стихи и рассказывать поучительные истории [1]. Жил он до своей кончины, последовавшей в 1874 году, в селе Спасском того же уезда у своего сына, священника Тимофея Пиксанова [1].

Замечательна была смерть этого пастыря. Накануне дня своей кончины он попросил свою невестку сшить из приготовленного полотна новое белье. В самый же день смерти послал в ближайшее село за священником, который успел совершить соборование. По окончании таинства отец Ермил приказал угостить батюшку, и пока тот пил чай, уединился в кабинете, читая молитвы. Перед кончиной подошел к нему сын священник, и, видя отца умирающим, заплакал. «Что плачешь? — сказал ему отец Ермил, — читай-ка скорее отходную». Сын стал читать отходную, и не дочитал ее до конца, как отец скончался [1].

За два года до этого, 10 июля 1872 года, в семье священника Тимофея Пиксанова родился сын, нареченный во Святом Крещении Владимиром [3], в честь святого равноапостольного великого князя Владимира, чья память совершается 15 июля.

Придя в возраст, Владимир Тимофеевич принял решение пойти по стопам своих предков. В 1892 году он окончил курс Саратовской Духовной Семинарии и 16 июля того же года получил назначение на псаломщическую вакансию в село Алексеевку Хвалынского уезда Саратовской губернии «с обязательством помогать приходскому священнику в собеседованиях с раскольниками».. Одновременно он учительствовал в местной школе грамоты [3].

Супруга Владимира Тимофеевича, Анна Петровна, была на пять лет младше своего мужа. Она родилась в 1877 году в священнической семье, окончила курс в Саратовском епархиальном женском училище [3]. Его отец, священник Тимофей Пиксанов, в это время служил в селе Озерки того же уезда [6]. Известно, что еще как минимум один сын отца Тимофея — Алексий, родившийся в 1866 году, также посвятил свою жизнь служению Богу и Церкви. Он был благочинным 2-го округа Хвалынского уезда, служил священником Покровской церкви села Окатная Маза [6]. 20 августа 1893 года псаломщик Владимир Пиксанов по собственному прошению был назначен на вакантное священническое место в село Новоспасское Хвалынского уезда Саратовской губернии. Сохранился его рапорт правящему Архиерею: «По испытанию совести на исповеди псаломщик воспитанник семинарии Владимир Пиксанов к рукоположению его во иерея сомнение не встретилось». 24 января 1899 года отец Владимир был награжден набедренником [3]. В октябре 1899 года у отца Владимира и матушки Анны родилась дочь, нареченная во Святом Крещении Зинаидой [3].

Сердечное желание

Резолюцией Преосвященнейшего епископа Иоанна (Кратирова; †1909) от 28 ноября 1899 года отец Владимир был переведен на служение в Воскресенский храм волостного села Павловка (в некоторых документах Павловское) Хвалынского уезда Саратовской губернии, где ему было суждено прослужить до самой своей мученической кончины. В своем прошении Преосвященному Иоанну он писал: «В прошении от 3-го ноября сего года я просил Ваше Преосвященство предоставить мне место священника при Крестовоздвиженской церкви города Хвалынска. В настоящее время имеется праздным место священника в селе Павловке, Хвалынского уезда. Мне очень желательно занять это место по следующим причинам: в селе Павловке в настоящее время имеются двухклассное министерское училище и школа грамоты, и в скором времени предполагается открыть второклассную церковно-приходскую школу— следовательно, поступив в Павловку, я всецело мог бы отдаться делу народного образования, что составляет мое искреннее и сердечное желание; затем, село Павловка находится в пяти верстах от места жительства моих престарелых родителей, которые вследствие своих частых болезненных недомоганий, крайне нуждаются в утешении иметь близ себя своего сына.

Осмеливаюсь утруждать Вас, Ваше Преосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец, покорнейшею просьбою: дайте мне возможность потрудиться пока я молод, пока силы души и тела у меня в избытке; дайте мне возможность утешить своих родителей во время их старости и этим хотя немного отплатить им за их труды и заботы, которые они понесли во время моего воспитания и обучения; покорнейше прошу Вас предоставить мне место священника в селе Павловке, Хвалынского уезда» [9].

Павловка (ныне — рабочий поселок, райцентр Ульяновской области) была довольно крупным и зажиточным селом — на 1912 год в приходе числилось 4111 человек, еще 995 сельчан принадлежали к различным старообрядческим течениям [6]. Многие состоятельные сельчане были записаны в купечество, вели торговлю различными товарами [11]. В 1827 году тщанием князя Николая Алексеевича Оболенского в селе был построен каменный трехпрестольный храм. Основной престол был освящен в честь Воскресения Христова, приделы — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Причт храма (священник, диакон и псаломщик) проживал в церковных домах. Ежегодного жалования священнику было положено 141 руб. 12 коп. [6]

Об усердии павловчан к храму Божию сохранилось свидетельство в материалах к историко-географическому словарю А. Н. Минха: «Да вообще Павловка считается первым селом в уезде, но жаль только, что храм Божий у нас тесен и мал. В праздничный день большая половина православных богомольцев не вмещается в церкви, многим приходится стоять вне — в ограде»[10].

С 8 января 1900 года отец Владимир является законоучителем Павловского двухклассного Министерства Народного Просвещения училища [3]. С открытием в Павловке двухклассной церковной школы он преподавал Закон Божий и в ней. В настоящее время в здании школы расположен молитвенный дом [12].

Ученики церковно-приходской школы, участвовавшие в церковном хоре, вспоминали о батюшке как о добром человеке, наставнике и учителе. Дети часто видели, что их родители в трудную минуту шли к батюшке за советом или словом участия [12].

30 мая 1900 года благочиннический съезд 3-го округа Хвалынского уезда избирает священника Владимира Пиксанова помощником благочинного. 4 февраля 1903 года «за ревностное служение на пользу Церкви Божией, при честном поведении» он был награжден бархатной фиолетовой скуфьей «для употребления оной при священнослужении». 12 марта 1904 года, по распоряжению епископа Саратовского и Царицынского святого Гермогена (Долганёва; †1918) отец Владимир был назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви города Хвалынска, однако после своего прошения оставлен на прежнем месте (Резолюция Преосвященнейшего Гермогена от 18-го марта того же года) [3].

Благочинный, священник Александр Никольский, отзывался о своем заместителе так: «По должности исправен и благонадежен… Поведения отлично хорошего… Судим и штрафован не был, под судом и следствием не состоял и не состоит». В клировой ведомости есть запись о том, что отец Владимир «недвижимого имущества не имеет» [3].

По заповеди Господней (Мф. 28, 19–20), отец Владимир неустанно проповедовал. Согласно клировой ведомости Воскресенской церкви, за один 1907 год он произнес 119 поучений [3]. По воспоминаниям старожилов Павловки, в большие православные праздники, после службы, особенно на Пасху, сельчане собирались целыми улицами в определенном месте, и батюшка непременно находился среди них. Разговоры, конечно, велись самые незатейливые: о повседневных заботах, о хлебе насущном. Авторитет отца Владимира среди сельчан был непререкаем. К нему обращались, как к человеку образованному, рассудительному [12].

Сохранились воспоминания и о службе в храме. Посещение церкви в те годы было для сельчан праздником. Прихожане шли в храм обязательно в чистой одежде, молились с благоговением. Церковный хор славился далеко за пределами Павловки, а к самим участникам богослужебных песнопений относились уважительно [12].

Подвиг страданий

Октябрьский переворот 1917 года принес с собой не только смену власти в стране, но явился началом массированного натиска богоборцев на Церковь Христову. Кровь мучеников окропила многие города и веси России. В статье в «Саратовских Епархиальных Ведомостях», посвященной положению сельского духовенства епархии в начале 1918 года, отмечалось, что отнятие у духовенства земли и жилищ, грабежи, привлечение священников к «суду сельского трибунала» по обвинению в контрреволюционности стали характерными для первых месяцев 1918 года. Это были «явления не единичного, а общего порядка, случающиеся одновременно в разных селах и уездах епархии» [13].

В марте-апреле 1918 года волна большевицкого разгула докатилась и до самого северного из саратовских уездов. Настоятель Воскресенского храма Павловки стал, вероятно, первомучеником из числа клириков Саратовской епархии, пострадавших от богоборцев [14, 15].

По свидетельству очевидцев, убийство отца Владимира произошло так. Несколькими днями ранее в Павловку прибыли несколько красногвардейцев, которые были обезоружены местными жителями. Это дало властям повод думать, что в селе организована так называемая белая гвардия. А так как в селе был священник, любимый и уважаемый приходом, то «естественно» явилось предположение, что и этот священник — отец Владимир Пиксанов— состоит, если не во главе, то в числе белой гвардии. Для наказания жителей села за обезоруживание красногвардейцев в Павловку был послан отряд Красной Гвардии численностью около 650-ти человек, увеличенный потом подкреплением до восьмисот человек, — и начались репрессии. Вечером 2 апреля (20 марта по старому стилю) в дом отца Владимира явилось несколько красногвардейцев, которых отец Владимир напоил и накормил [12]. Видимо, обычаи «отличавшегося самым широким хлебосольством» отца Ермила крепко соблюдались в семье Пиксановых, хотя священник не мог не понимать, что добра для себя от карателей он вряд ли дождётся. Поужинав, они объявили священнику, что арестовывают его, и отправили в сопровождении вооруженных людей в 10 часов вечера в здание Волостного Правления [13].

Что произошло далее — в подробностях неизвестно; известно только то, что отец Владимир часа в три ночи приведен был домой страшно избитый плетьми. Дома страдалец пробыл до утра. Утром к нему явились опять красногвардейцы и повели в Волостное Правление [13]. Поскольку, по воспоминаниям жителей Павловки, красногвардейцы увели батюшку, не позволив ему даже снять епитрахиль [12], можно предположить, что последнее утро в своей земной жизни новомученик провел в молитве. Шли так: по бокам священника по одному красногвардейцу, и один сзади [13]. По дороге к месту расстрела мучители глумились над батюшкой. По свидетельству местных жителей (краевед А.Н.Панферов), нашлись отморозки из местных, которые верхом катались на батюшке. Другие свидетельствуют (И.И.Болотова), что батюшку привязывали к лошади. Отец Владимир со смирением переносил издевательства. Народ толпой следовал за карателями. Многие из женщин плакали. Прихожане возмущенно кричали, что «деется неположенное». Но это еще больше распаляло «новых хозяев жизни». И все же было заметно, что конвоиры торопятся. Видно, боялись народного гнева [12].

Когда дошли до приходского храма, где-то на селе послышался выстрел. Предполагая, вероятно, что начинается сражение, и, не желая далее обременять себя отцом Владимиром, — сопровождавшие его здесь же на площади возле храма расстреляли новомученика [13]. Священник успел обернуться лицом к своим убийцам и, осенив себя крестным знамением, произнес: «Господи! Прими мою душу». И епитрахиль обагрилась кровью… [12]

С тела убиенного иерея красногвардейцы сняли сапоги и галоши. Некая сердобольная женщина подложила под голову отца Владимира его же шапку, а другая — сложила как полагается ему руки. Прихожане и родные хотели убрать тело убиенного священника, но сделать этого им не позволили.. После усиленных просьб красногвардейцы бросили его тело в сани и довезли к его дому, где бросили в каретнике. Там тело пролежало две ночи. Потом его похоронили, совершив отпевание в доме, так как отпевание в храме разрешено не было. Погребли отца Владимира в церковной ограде [13].

По рассказам очевидцев, вечером, после расстрела батюшки, в селе было непривычно тихо. Во многих семьях плакали по убиенному и молились [12].

Воскресенскому храму Павловки было суждено еще полтора десятилетия служить домом молитвы для сельчан. «Батюшку Пиксанова» долго помнили не только коренные жители Павловки, но даже и те, кто переехал в село после 1918 года [17]. В начале 1930-х годов храм был закрыт, в нем обустроен склад,. После закрытия храма православные павловчане собирались на молитву в частном доме, хозяйку которого, по имеющимся сведениям, преследовали за это власти [17].

Время разбрасывать камни и время собирать камни.(Еккл.3:5)

При закрытии храма с него были сброшены колокола. По свидетельству Р. В. Балджи, девочкой ставшей очевидцем этого события, «собралось все село, нас с сестрой за ручку, по-моему моя тетя, привела туда. Я хорошо помню, как люди стояли на коленях и молились.. С грохотом упал колокол и народ заплакал» [17]. Вероятно, в это же время были снесены могильные памятники и кресты, стоявшие на могилах в церковной ограде. Именно там был погребен отец Владимир [13].

В середине 1930-х годов были снесены колокольня и купол храма. Дом Господень решено было приспособить под сельский клуб; в этом качестве Воскресенский храм сохранился до наших дней. На старые стены были надстроены еще два этажа, на захоронениях к востоку от алтаря был пристроен кинозал, сбоку пристроено фойе, разрушена апсида. Храм располагался над большим оврагом — долом, делившем все село на две половины, и одновременно с перестройкой храма было принято решение о реконструкции моста, перекинутого через овраг рядом с храмом. С этой целью был частично срыт бугор, на котором стоял храм, при этом были вскрыты захоронения, располагавшиеся в храмовой ограде. По одним сведениям, кости были тайно вывезены из села, по другим — попросту свалены в овраг.

Однако захоронения, расположенные в крипте самого храма и под его стенами, уцелели: местные власти распорядились засыпать грунтом склепы, обнаруженные под апсидой. На этом «фундаменте» в алтарной части храма была обустроена сцена. По свидетельству очевидцев (Борис Розенберг, Болотова Ирина Ивановна), даже в 1970-х годах под клубом вскрывались ранее неизвестные захоронения, в том числе как минимум одно священническое. Эти разоренные могилы также были засыпаны, и танцы на них продолжались вновь. Воистину, безумие людей, начавшееся в 1917-м году, продолжалось многие десятилетия!

Нам до сих пор точно неизвестна судьба мученических останков павловского настоятеля — были ли они преданы на поругание вместе с останками тех православных, кто был погребен возле своего родного храма [17], или Господь соблюдает их до «времени благопотребного» (Пс. 31, 6). Некоторые местные жители утверждают, что отец Владимир был захоронен на кладбище в братской могиле, где в родительские дни совершается панихида (свидетельствует Болотова И.И. – со слов местных старожилов).

В наши дни в бывшем здании церковной школы в поселке Павловка обустроен храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Уцелевшая часовня во имя св. Александра Невского отреставрирована в 2004г. и также передана верующим.

В 2008г. верующие Павловки инициировали сбор подписей жителей села и района о передаче Воскресенского храма, где когда-то Престолу Господню предстоял пастырь-страдалец, православной общине. После канонизации батюшки отца Владимира Пиксанова и после многих лет молитв верующих о скорейшем прекращении кощунственной пляски на костях наших предков, в соответствии с действующим законодательством РФ, 30 августа 2016г., Воскресенская церковь была возвращена приходу.

В настоящее время в Павловке совершаются богослужения – божественная литургия в Покровском храме 5 раз в неделю (и еще молебны о болящих, пьющих, трудоустройстве и иных потребностях и панихиды), начиная со среды, с участием священников района, а также в Воскресенской церкви еженедельно по вторникам каноны покаянный и св.Иоанну Предтече, водосвятный молебен, панихида и акафист св.мч.Вонифатию. В бывшем доме культуры разобраны сцена и перегородки, откопан фундамент алтарной стены-апсиды, из Заиконоспасского монастыря г.Москвы привезены св.престол и жертвенник с одеяниями для алтаря, архитектором В.В.Разороеновым готовится проект реконструкции здания – восстановления первоначального вида Воскресенской церкви, построенной в 1827г. тщанием князя Николая Оболенского в честь победы России над Наполеоном. Производится сбор пожертвований на восстановление храма. Приглашаем всех жителей и гостей Павловского района и вообще всех желающих, кто посчитает нужным внести и свою лепту на восстановление поруганной святыни, оказать финансовую и иную помощь в святом деле! Тем более грешили в святом месте почти все жители района. Также и восстанавливать святыню нужно всем миром. А Господь воздаст жертвователям сторицей! Мы молимся о скорейшем возрождении Воскресенского храма и обо всех участниках этого великого Божьего и народного дела!

Мы верим, что с Божией помощью предстательством Царицы Небесной и священномученика Владимира Пиксанова спустя несколько лет в центре поселка величественно засияет трехпрестольная соборная белокаменная церковь! И вокруг нее облагороженная озелененная территория с ухоженными могилами предков. А рядом будет аккуратный церковный пруд. И как сто лет назад на большие праздники верующие и взрослые и дети не будут помещаться внутри храма от большого числа желающих помолиться и причаститься Святых Христовых Таин! В храме на богослужении будет два хора и антифонное пение! И духовное возрождение будет не только в строительстве церковных стен, но и в строительстве духовном – преображении наших душ к святости и в обретении Царства Небесного внутри сердец наших!!! В обретении радости и доброты, благочестия, трудолюбия и милосердия, прощения, молитвенного настроя и верности Богу!!! И Господь щедро благословит Павловский край!

В это воскресенье 2 апреля 2017г. состоится торжественное богослужение в Покровском храме архиерейским чином, которое возглавит Преосвященный Филарет епископ Барышский и Инзенский. Начало службы: 8.30 – часы, 9.30 — встреча архиерея, божественная литургия и молебен. Приглашаем всех в день памяти отца Владимира обязательно быть на службе и причаститься Св.Христовых Таин.

* * *

Крестя младенцев, напутствуя умирающих, утешая стариков, поучая детей, священник Владимир Пиксанов, как и его отец, как и отец его отца, как и прадед, помогал людям строить свою жизнь таким образом, чтобы в глубине ее всегда находился храм, а в самом центре — Христос. Каждый раз, идя к утренней службе в Воскресенскую церковь, батюшка выходил на подвиг проповеди слова Божия и самоотверженной любви к окормляемым им сельчанам. Почти два десятка лет он приносил бескровную жертву Тела и Крови Христовых, совершая Божественную литургию в стенах родного храма. И в последние мгновенья своей земной жизни он был у его святых врат.

Завершая свой жизненный путь, он в полной мере мог бы сказать вслед за святым первоверховным апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (Тим. 4, 8).

Материал подготовлен благочинным, протоиереем Андреем Филькиным на основе статьи «Венец правды» с официального сайта Саратовской епархии, авторы которой Диакон (ныне священник) Максим Плякин, Валерий Теплов выражают признательность за помощь в подготовке этой статьи иерею Михаилу Воробьеву, Римме Васильевне Балджи (Харитоновой), Ольге Константиновне Пудовочкиной, Алексею Викторовичу Наумову, Тамаре Константиновне Николаевой,  редакции газеты «Православный Симбирск».

 

Реквизиты для перечисления денежных средств на восстановление Воскресенской церкви. Также наличные пожертвования можно отдать дежурному в Покровской церкви или активистам прихода, уполномоченным на сбор средств с населения.

МРО Православный приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы р.п. Павловка Ульяновской области Барышской Епархии РПЦ (Московский Патриархат)

ИНН 7314001872 КПП 731401001

Ульяновское отделение № 8588 ПАО Сбербанк г. Ульяновск

р/счет 40703810569080100897

БИК 047308602

к/с 3010181000000000602

На Воскресенскую церковь р.п.Павловка

 

Использованные источники:

  1. А. А. Лунин. Историко-статистическое описание сел Вольского уезда. Вольск: Типография Лубо, 1899.
  2. Иерей Михаил Воробьёв (г. Вольск). Храм во имя иконы храм Божией Матери «Знамение» (поселок городского типа Черкасское Вольского района). Историческая справка. Электронный документ.
  3. Клировая ведомость Воскресенской церкви с. Павловки Хвалынского уезда за 1907 год. // Государственный Архив Саратовской области (далее — ГАСО). Ф. 135. Оп. 1. Д. 6038. Л. 2об., 3, 3об.
  4. Посещение о. Иоанном Кронштадтским села Алексеевка Хвалынского уезда. // Саратовские Епархиальные Ведомости. №15, 1894. С.719.
  5. Дело о перемещении священника с. Новоспасского Хвалынского уезда Н. Софинского на второй штат в с. Черкасское Вольского уезда и о рукоположении на его место псаломщика с. Алексеевка Хвалынского уезда В. Т. Пиксанова. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 4270. Л. 1, 6, 7..
  6. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 417, 648, 654, 655.
  7. А. В.. Наумов. Земли Хвалынской храмы. Саратов: Изд-во «Текст», 2004. С. 14-15, 96, 102.
  8. Распоряжения епархиального начальства и епархиальные известия.// Саратовские епархиальные ведомости, № 24 от 15 декабря 1899 г. С. 931.
  9. Дело о перемещении священника с. Новоспасского Хвалынского уезда В. Т. Пиксанова в с. Павловку того же уезда. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 4855. Л. 1, 1об.
  10. Материалы для историко-географического словаря Минха А. Н. 1899. Ст. «С. Павловка, Хвалынского уезда». // ГАСО. Ф. 407. Д.4145 (510).
  11. ГАСО. Ф. 715. Павловское волостное правление.
  12. Тамара Николаева. Священник Владимир Пиксанов. // В сб.: Симбирская Голгофа. Сост. свящ. Владимир Дмитриев. М.: изд-во им. свят. Игнатия Ставропольского, 1997. С. 10.
  13. О положении сельского духовенства в настоящее время. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 16-18, 1918. С. 213.
  14. Проскурин Константин, священник. Саратовское православное духовенство в 1917-18 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. Вып. 1. Саратов, 1993. С. 35.
  15. В. В. Теплов. Страстотерпцы саратовские. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 1, 1995. С. 14.
  16. Игум. Андроник (Трубачёв), иером. Дамаскин (Орловский). Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви. // История Русской Церкви. Кн. IX: 1917 – 1997. С. 682.
  17. Свидетельство Риммы Васильевны Балджи (Харитоновой). // Архив Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *